Дорогому и любимому Иоганну Себастьяновичу – 330!

Бах

Как-то по нашему я назвал Величайшего Композитора, тем более, что к нему обращались именно «Себастьян». Но всё же…

Не хочется писать сейчас что-то поучительно-восторженно-биографическое, а  так, чтоб от души и интересно. Попробуем.

Кстати, везде фигурирует дата 21 марта. Это с одной стороны, то бишь по старому стилю. А по новому вроде 31 марта. Вот и взял этот день за основу.

И мне очень приятно, что сейчас в России основной знаток и толкователь творчества Баха – православный священник, игумен Пётр Мещеринов. Он, кстати, книгу переводов всех духовных произведений Баха недавно издал, шедеврально, читаю с наслаждением, слушаю одновременно, немецкий свой резко веду вверх.

А одна мысль Мещеринова мне очень пришлась по душе:

- Появление Иоганна Себастьяна Баха для музыки означает примерно то же самое, что и для человеческой цивилизации означает появление Иисуса Христа.   

И я целиком к этой мысли присоединяюсь. Равно как и к изречению, что «Бах – это пятый Евангелист». Чтобы в этом убедиться, достаточно  послушать его «Страсти по Матфею» или «Высокую мессу си-минор».

У музыки Баха три уровня постижения.

Первый – т.н. «чистая музыка», короче говоря, восприятие именно как средства эмоционального и эстетического воздействия.

Второй – смысловой, который, увы, лет через сорок после ухода Баха в Мир Иной, начали терять и только сейчас делаются пробы восстановления. Имеется в виду, что человек баховских времён, слушая произведение, знал, о чём говорит это произведение не на уровне представлений и фантазий, а на уровне точного знания. Картины у всех могли быть разными, но суть одна. Например, знаменитая «Токатта и фуга ре-минор» говорила о сотворении Мира из хаоса. Библейский сюжет, между прочим.

И третий, совершенно фантастический. Если кратко опять же, то это влияние музыки Баха на самые глубины подсознания. Не так, как гениальные Моцарт, Гайдн, Бетховен, гораздо глубже и архитипичнее. Давеча прочёл просто о фантастических результатах исследований американских учёных, не поверил даже, решили перепроверить – нет, всё верно. Об этом будет ещё материал.

Но! Нехорошо, конечно, руки выкручиваю, но увидят его только подписчика канала «Музыка, свет, здоровье», ибо в его рамках будет выходить сериал «Мистика Музыки». Там будет столько интересного!

Есть смысл подписаться —  https://www.youtube.com/channel/UCHmifHegwY4LzCUPBtNxmQA?sub_confirmation=1

А я ещё хочу сделать такую параллель.

Есть гениальные писатели и гениальные книги. Шекспир, Пушкин, Данте… Но есть книга, которая так и называется – Книга, а сказать по-гречески – Библия.

А в музыке есть Моцарт, Гайдн, Шуберт, Шостакович. И есть Бах…

И сейчас просто маленькая демонстрация второго уровня воздействия музыки Баха, ибо первый (эстетический) вне сомнений.

Возьмём для иллюстрации ПРЕЛЮДИЮ И ФУГУ ES-MOLL из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Сначала прочтите об этом произведении, а потом уже послушайте. И насладитесь новым восприятием и новыми впечатлениями.

Итак, ассоциативный образ — «Снятие с креста и
горестное созерцание плащаницы, которой было
овито тело умершего Христа».

Этот трагический эпизод привлекал внимание многих художников. Можно вспомнить Джотто, Дюрера, Рембрандта. Как в
картинах, так и в этой прелюдии общее настроение — сдержанная скорбь.

В прелюдии два звуковых плана, противоположных по смыслу.

Первый план — выражение человеческого горя: восклицания
скорби, душевной боли, прерываемые паузами.

Второй же план — равномерное чередование аккордов — можно представить как тихий перезвон колоколов, как бесстрастное течение времени, объективность, своим покоем подчеркивающую страдания людей.

Если в прелюдии горе страстно, то фуга — это внутреннее созерцание горя.
Все развитие фуги носит характер медитативного погружения в
идею.

В экспозиции излагаются основные мысли для медитации.
Это тема фуги — первая строфа протестантского хорала «Aus tiefer
Not schrei ich zu Dir» («Из бездны бед взываю я к Тебе»), взятая
Бахом почти целиком (лишь без первого звука), а также символы:

-
воскресения (в сжатом виде — восходящий звукоряд из 5-ти звуков),

- предопределения,

- постижения воли Господней,

- положения во
гроб (фигура catabasis),

- пеленания (нисходящие и восходящие мелодические линии),

- крестного страдания,

- острой боли.

То есть круг мыслей, связанных с искупительной жертвой Христа.

Теперь самое время и послушать произведение, благо найти его очень легко.

Но ещё мы придумали вот такую штуку. Исследовали энцефаллаграму человека во время звучания этой прелюдии и фуги и создали программу для прибора ЛИНГВО-МАСТЕР, которая заметно усиливает впечатление от музыки.

Вот ссылка для первой версии прибора – https://yadi.sk/d/AE8OMdpxfdfBw

Ссылка для второй версии – https://yadi.sk/d/KlodT-JHfdfCp

Те, у кого прибора пока нет, могут тоже скачать и послушать, только следует учесть, что в начале записи идёт импульс запуска световой программы, а он весьма неприятен на слух (то есть надо дождаться окончания импульса, примерно три секунды, и тогда уже увеличивать громкость или надевать наушники). Впрочем, с прибором импульс не слышен.

Это только минимальный такой пример, мы готовим целую серию вот таких программ.

Но самое главное – это постижение третьего уровня воздействия музыки Иоганна Себастьяна Баха.

Открываются такие глубины… Впрочем, Бах неисчерпаем.

330 лет. Юбилей. Человека, который создал Музыку.

Удачи всем  и во всём!

Просмотров: 177

Версия для рассылки
  • FirstName LastName

    С тем количеством детей, которое было у Баха, он не может быть простым человеком :) На будущее, Иван Иванович, пишите, пожалуйста, название произведения хотя бы на латинице. Потому что ЕС-МОЛЬ не совсем понятно. Лучше, конечно, дать номер из списка работ BVW. Я так понимаю, что речь идет о 548?!
    Спасибо.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100002925590496 Ivan Poloneychik

      Нет, 853.

  • https://plus.google.com/110519770534436312463 Sergey Stepanov

    Моё знакомство с музыкой Баха началось лет в 18, когда я поставил на проигрыватель пластинку покойного отца \»Бранденбургские концерты\» Ленинградского камерного оркестра. Мой отец ушел из жизни за 10 лет до этого. Я был обычным подростком, классики и барокко не слушал. И музыка Баха меня в буквальном смысле \»пробила\» — у меня возбудился интерес к классике и барокко, который, естественно, остался и через 22 года после этого события. Но вот чего я реально не мог понять, почему меня тянет именно к Баху? Великолепны произведения Моцарта, фортепиано Шопена, скрипка Паганини. Спасибо Ивану Ивановичу за разгадку моего вопроса. Просто Бах — недостижимая вершина, и поэтому к его музыке есть такая тяга.
    В этом смысле хочется привести цитату Бетховена, которая врезалась мне в память: \»Musik ist gröβere Offenbarung als alle Weisheit und Philosophie der Welt\» — Музыка является более высоким откровением, чем вся мудрость и философия мира. Для желающих хочу привести ссылки на 2 интернет радиостанции — Bach Radio http://www.radionomy.com/en/radio/radio-bach и Barock Musiс — http://tunein.com/radio/Barock-Music-s119655/